О запуске в Пермском театре оперы и балета «школы для зрителей» сообщил в конце августа художественный руководитель театра Теодор Курентзис. «Мы открываем «школу для зрителей», чтобы вместе расширять кругозор и наше образование», — заявил он на пресс-конференции.
Как рассказал худрук, в рамках этого проекта в театре каждую неделю будут проходить встречи зрителей с музыкантами и музыкальными критиками. Кроме того, зрители смогут свободно присутствовать на всех репетициях Курентзиса.
«Если вы придете, скажем, на оперу «Парсифаль» Вагнера, не послушав предварительно ее 40-50 раз, вы ничего не поймете, через полчаса вам станет скучно. А как зритель может узнать материал? Послушав диск? Не получится, потому что очень сложно сесть и осознанно четыре часа слушать что-то. Большинство не дослушивает. Поэтому мои репетиции будут открыты, зритель сможет прийти и быть соучастником проекта. И тогда, когда он услышит премьеру, зная материал, он получит четыре часа бесконечного наслаждения», — пояснил свой замысел Курентзис.
«Лаборатория современного зрителя», а именно так назвали новую форму взаимодействия Пермского театра оперы и балета со своим зрителем, с одной стороны, объединяет просветительские проекты, уже знакомые пермской публике — лекции перед спектаклями, творческие встречи, обсуждения.
С другой стороны, школа должна открыть новые возможности в знакомстве с театральным и общекультурным контекстом современности.
Деятельность «Лаборатории» решили сосредоточить в двух направлениях – «Открытый мир» и «Открытый театр».
«Открытый мир» адресован широкой аудитории и включает лекции и встречи с участием пермских, российских и мировых экспертов в различных сферах искусства. Вход на мероприятия свободный, по предварительной регистрации с помощью объявленных театром интернет-ресурсов.
В свою очередь «Открытый театр», в первую очередь, адресован аудитории Пермского театра оперы и балета и предполагает глубокое погружение именно в театральную жизнь. Это направление включает несколько просветительских циклов, каждый из которых посвящен конкретному событию текущего репертуара.
Участие в проекте подразумевает посещение репетиций, мастер-классов и семинаров. При этом количество участников ограничено лишь пространственными возможностями театра. Ключевое условие участия в программе — билет на событие, которому она посвящена.
Первый цикл общедоступной школы культурного образования, запущенной Пермским театром оперы и балета, стартовал 8 октября. Программа включала в себя лекции, творческие встречи и мастер-классы, которые должны были помочь зрителям лучше подготовиться к восприятию выступления в театре оркестра musicAeterna (специализируется в области исторического исполнительства, был создан Курентзисом в 2004 году на базе Новосибирского академического театра оперы и балета, один из наиболее востребованных не только в России, но и за рубежом оркестров) под руководством дирижера Мартина Зандхоффа.
Зандхоффа называют одним из ведущих экспертов в области музыки XVII-XIX веков. Возглавляя с 2013 года группу флейт в оркестре musicAeterna и ассистируя Курентзису, он также является автором и куратором многих симфонических программ коллектива.
На этот раз в поле зрения исследователя попали Франц Шуберт, Иоганн Непомук Гуммель и Феликс Мендельсон-Бартольди, в раннем творчестве которых Зандхофф обнаружил след Вольфганга Амадея Моцарта.
Второй цикл открытой школы культурного образования, созданной Пермским театром оперы и балета, стартовал 24 октября. В этот раз программа «Лаборатории» включает в себя лекции, творческие встречи и мастер-классы, которые помогут зрителям лучше подготовиться к восприятию концертного исполнения оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе».
Одноактная опера с прологом «Ариадна на Наксосе» изначально задумывалась Штраусом как «легкая безделица» в качестве подарка режиссеру Максу Рейнхардту. В основу либретто драматург Гуго фон Гофмансталь положил мольеровскую пьесу «Мещанин во дворянстве», и опера-дивертисмент на сюжет мифа об Ариадне, покинутой Тесеем на острове Наксос, должна была стать интермедией, которой развлекает своих гостей герой комедии Мольера господин Журден. Однако зрители не оценили первую премьеру.
Позже авторы отказались от сюжета Мольера, действие перенесли из Парижа в Вену, а античным образам добавили «венской крови». После громкой премьеры в 1916 году в Вене обновленная «Ариадна» стала неотъемлемой частью мирового музыкального репертуара.
Именно вторую редакцию оперы и представят в Перми. Причем, концертное исполнение не предполагает использование декораций, театральных костюмов и, как правило, специального грима.
Кстати, в мировой практике это распространенное явление, которое позволяет театрам, с одной стороны, познакомить слушателей с произведениями, которые не идут или редко идут на театральной сцене, с другой — продемонстрировать вокальные возможности артистов и мастерство музыкантов в условиях, когда оперу невозможно поставить на сцене по тем или иным причинам.
Помимо этого за час до начала концерта зрители получат возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем спектакле. Музыкальный руководитель постановки дирижер Артем Абашев и музыковед Анна Фефелова расскажут об истории, драматургии и музыке оперы, а также представят путеводитель по основным музыкальным темам.
В принципе, весь второй цикл «Лаборатории» будет посвящен античной мифологии в музыке. И на этот раз программа «Открытый театр», включающая в себя 9 репетиций, перед спектаклями будет предваряться лекцией под названием «Мифология оперных развлечений».
До конца 2016 года театр запланировал еще два цикла «Лаборатории современного зрителя». Они будут посвящены мировым премьерам: опере Cantos Алексея Сюмака (мировая премьера состоится в Перми в декабре 2016 года) и балету «Золушка» Сергея Прокофьева в хореографии Алексея Мирошниченко.
Обозреватель Анастасия Николаева
Источник: http://interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=776029