Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Библиотечно информационная деятельность кем можно работать. Библиотечная и информационная деятельность

Описание

В рамках обучения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» готовят библиотекарей новой формации, которые получают технико-информационную и гуманитарную подготовку. Поэтому, с одной стороны, они изучают информационные системы, базы данных и методологию составления электронных библиотек, а с другой – систематизацию книг, историю зарубежной и русской литературы, методологию деятельности библиотекаря, менеджмент библиотечной деятельности и теорию литературы. Студенты учатся:

  • профессионально осуществлять поиск необходимой информации, обеспечивать ее хранение и передачу;
  • составлять каталоги книг и работать с электронными информационными ресурсами;
  • создавать электронные архивы и библиотеки;
  • организовывать виртуальные мультимедийные выставки, сайты и путеводители.
Обязательная составляющая подготовки бакалавров – практика в архивах и библиотеках.

Кем работать

Выпускники бакалавриата по этой специальности могут трудоустроиться в библиотеки, музеи, архивы, в органы научно-технической информации, в книготорговые организации, в учебные заведения или в редакционно-издательские компании, в информационные центры и информационно-аналитические отделы, в средства массой информации или в любые учреждения, работающие в сфере документных коммуникаций.Молодые специалисты могут занять должность библиотекаря, руководителя информационного отдела, референта, преподавателя, архивиста, библиотекаря-информационщика. В их обязанности будет входить работа с автоматизированными библиотечно-информационными системами, работа по составлению каталогов и дополнению фондов, логистическая деятельность и менеджмент в библиотечном деле.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сборник учебных программ и методических материалов

по специальности 071201

Тамбов - 2005

Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина 7 апреля 2005 г., протокол № 5

Редактор-составитель: Борисов Б. В., кандидат педагогических наук, профессор

Рецензенты: Скворцов В.В., доктор педагогических наук, профессор

Марчева О.Б., кандидат педагогических наук, доцент


Введение
Общепрофессиональные дисциплины
Информатика
Социальные коммуникации
Документоведение
Общее библиотековедение
Общее библиографоведение
Аналитико-синтетическая переработка информации
Информационные технологии
Специальные дисциплины
Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Информационные ресурсы
Информационно-аналитические технологии
Аналитика текста
Информационно-аналитические продукты и услуги
Организация информационно-аналитической деятельности
Интеллектуальные информационные системы
Квалификация «Менеджер информационных ресурсов»
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Управление библиотечным делом
Экономика библиотечно-информационной деятельности
Инновационно-методическая работа библиотек
Документационное обеспечение управления
Практика
Итоговая государственная аттестация

ВВЕДЕНИЕ

Специальность 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. и в соответствии с «Общероссийским классификатором специальностей по образованию» (ОК 009-2003) входит в укрупненную группу специальностей 070000 «Культура и искусство» по направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утвержден 13.02.2003 г. и является стандартом второго поколения. Из предлагаемых стандартом четырех квалификаций в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина реализуются две:

Референт-аналитик информационных ресурсов;

Менеджер информационных ресурсов.

Квалификационные характеристики выпускников зависят от избранной квалификации.

Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.

Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.

Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника - аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.

Производственно-практическая, включая управленческую,

Методическая,

Экспертно-консультационная,

Научно-исследовательская.

Квалификация «Менеджер информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.

Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.

Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

Производственно-практическая, включая управленческую;

Экспертно-консультационная;

Научно-исследовательская.

Выпускники обоих квалификаций подготовлены к продолжению образования в аспирантуре по специальности 05.25.03 «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В настоящий сборник включены учебные программы дисциплин федерального компонента общепрофессионального (ОПД) и специального (СД) циклов дисциплин, программы практик и структура итоговой государственной аттестации.

Программа каждой учебной дисциплины включает следующие разделы:

Организационно-методический раздел;

Распределение часов курса по темам и видам работ;

Форма итогового контроля;

Учебно-методическое обеспечение курса.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01 ИНФОРМАТИКА

I. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса - знакомство с основными понятиями информационного общества и освоение новых информационных технологий.

1.2 Задачи курса:

Познакомиться с основными понятиями информатики;

Изучить теоретические основы современных компьютерных технологий;

Освоить новые информационные технологии на базе применения компьютерной техники.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

Основные понятия информатики;

Историю развития информационных технологий;

Современное состояние информационных технологий.

Студент должен уметь:

Пользоваться современными информационными технологиями;

Применять компьютерные технологии в практической деятельности.

II . Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Раздел 3. Программное обеспечение

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Тема 1. Информация

Виды информации, ее свойства, измерение информации, кодирование информации. Сигналы, данные, системы счисления, единицы измерения информации.

Тема 2. Информатизация

Информационное общество. Процессы информатизации. Создание информационной инфраструктуры. Повышение информационной культуры членов общества.

Тема 3. Информационные системы

Структура, жизненный цикл, принципы функционирования информационных систем. Классификация информационных систем. Информационно-поисковые языки. Системы индексирования.

Тема 4. Обработка информации

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Введение

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblнon - книга и thзkз - хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы являются:

Изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin - произвести исследование предметной области - библиотечной деятельности

На основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

· процесс записи в библиотеку новых читателей,

· процесс записи новых книг,

· процесс выдачи книг,

· процесс приема книг,

· процесс статистики посещений читателей.

Основы библиотечной деятельности

Организация деятельности библиотеки

Библиотека - это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю - быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:

Выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

Помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

Раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

Составление информационно-библиографических пособий различного типа;

Пропаганда наиболее ценной литературы;

Репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.

В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:

· номер поступившей книги,

· название книги,

· название издательства, из которого поступила книга,

· отдел, куда была передана книга;

· адреса издательств,

· названия издательства,

· название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:

· издание,

· год издания,

· ключевые слова,

· количество страниц.

Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

· номер паспорта,

· телефон.

Каждому читателю присваивается номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.

Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.

Объект исследования - библиотека.

Предмет исследования - процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

процесс выдачи книг читателям;

процесс сдачи книг;

процесс поступления новых книг;

процесс записи новых читателей.

Субъекты - пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)

Входная информация - информация:

о новых поступивших книгах;

о новых читателях, которые записываются в библиотеку;

о процессе выдачи книг, включает в себя:

Кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;

Кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;

По заявке какого читателя была выполнена эта операция;

Название книги;

Дату выдачи книги;

Срок, на который выдается книга;

Выходная информация - информация:

· о статистике посещения клиентами библиотеки;

· о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

название книги;

дату выдачи;

ФИО читателя, которому выдается книга;

ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;

ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;

срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся следующие сведения:

№читательского билета;

ФИО читателя;

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:

Название книги;

Уникальный шифр (ISBN);

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);

Издательство;

Место издания (город);

Год издания.

Все книги различаются по своему уникальному шифру - ISBN.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.

В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение - хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.

С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке;

Относить книги к одной или к нескольким областям знаний;

Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;

Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках - читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.

Основные функции библиотеки - информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Учреждение Российской академии наук

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Сибирского отделения РАН

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»

Библиотечно-информационная деятельность

Новосибирск

Отв. составители:

канд. пед. наук Е. Б. Артемьева

канд. искусствоведения, доцент Н. С. Мурашова

Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб. гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.

ISBN 978-5-94560-224-3

Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.

УДК 02(075.8)

ББК 78.3я73

Предисловие 8

1 Общие положения 8

2 Характеристика видов практики 9

3 Базы практики 14

4 Требования к прохождению практики 16

5 Порядок прохождения практики 16

6 Отчетные документы 17

7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19

8 Этапы учебной практики 22

9 Этапы производственной практики 25

10 Этапы педагогической практики 31

Список использованной литературы 40

Приложения 41

Программа государственного экзамена 50

Общепрофессиональные дисциплины 50

Раздел 1 Общее библиотековедение 50

Раздел 2 Общее библиографоведение 77

Раздел 3 Социальные коммуникации 82

Раздел 4 Документоведение 85

Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90

Раздел 6 Информатика 99

Раздел 7 Информационные технологии 110

Цикл специальных дисциплин 115

Раздел 8 Библиотечный фонд 115

Раздел 9 Библиотечный менеджмент 123

Раздел 10 Библиотечное обслуживание 130

Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 142

Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 149

Введение

Подготовка кадров с высшим образованием по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО НГПУ) на факультете культуры и дополнительного образования; выпускающей является кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности (СКиБД), активно сотрудничающая с научными библиотеками региона, прежде всего, с Государственной публичной научно-тех­ни­ческой библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Согласно Договору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПО НГПУ, на базе ГПНТБ СО РАН осуществляется обучение студентов по об­щепрофессиональным и специальным дисциплинам. Лекционные, семинарские и лабораторные занятия проводят ведущие специалисты Библиотеки, которые одновременно являются преподавателями кафедры СКиБД НГПУ.

Базами практики являются ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Новосибирская областная детская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, вузовские и другие библиотеки города.

Методические материалы, представленные в издании, составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 «Выпускная квалификационная работа: Требования» и СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 «Организация и проведение профессиональных практик».

Методические материалы включают: рекомендации по профессиональной практике (составитель О. В. Макеева ); материалы к государственной аттестации: программу государственного экзамена и темы выпускных квалификационных работ (составители: канд. пед. наук Е. Б. Артемьева – курс «Общее библиотековедение»; канд. пед. наук В. Г. Свирюкова – курсы «Общее библиографоведение», «Библиографическая деятельность библиотеки»; В. В. Безбородова – курс «Социальные коммуникации»; канд. пед. наук Н. И. Под­ корытова – курсы «Документоведение», «Библиотечный фонд»; д-р пед. наук, профессор О. Л. Лаврик, И. Ю. Чубукова – курс «Аналитико-синтетическая переработка информации»; канд. пед. наук Т. А. Калюжная, Е. Б. Грешнов, А. И. Павлов – курс «Информатика»; канд. пед. наук Т. В. Дергилёва – курс «Библиотечное обслуживание; д-р культурологии, профессор Г. Б. Пар­шукова – курсы «Библиотечный менеджмент», «Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин»; канд. пед. наук Н. С. Редькина – курс «Информационные технологии»; канд. пед. наук, доцент Н. В. Фёдорова – курс «Основы педагогического мастерства»); рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (составитель канд. пед. наук Е. Б. Ар­темьева).

Материалы обсуждены на заседании кафедры СКиБД, утверждены ученым советом факультета культуры и дополнительного образования (январь, 2011), могут быть полезны как студентам, так и преподавателям.

© 2024 Windows. Инструкции. Программы. Железо. Ошибки