Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Если ип не оформился как платежный агент. Платежный агент: применение ККТ

Предприятие осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, может ли оно осуществлять расчеты с покупателями через платежного агента?

Однако осуществление каких-либо сделок в рамках агентского договора по продаже алкогольной продукции лицом, не являющимся собственником этой продукции, противоречит действующему законодательству, заключение договоров купли-продажи в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, запрещено. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными (ст. 26 Закона № 171-ФЗ).

То есть если принципал совершает сделку по продаже алкоголя от своего имени – он обязан использовать собственный ККТ для выдачи чека покупателю, иное будет нарушением кассовой дисциплины ( Кодекса РФ об административных правонарушениях). Совершать продажу алкоголя от имени принципала агент не вправе, это нарушает запрет, установленный ст. 26 Закона № 171-ФЗ. А продавать алкоголь от своего имени агент не вправе, если у него нет алкогольной лицензии ( КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1 , п. , ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы , обязаны:

  • устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции . При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Формы первичной учетной документации КМ-1 , КМ-2 , КМ-3 , КМ-4 , КМ-5 , КМ-6 , КМ-7 , КМ-8 ,КМ-9 платежные агенты заполнять не обязаны.

Ведь эти формы предназначены для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Деятельность платежных агентов к торговле не относится. Это отдельный вид деятельности по приему платежей граждан, а именно прием от плательщика денег на оплату товаров (работ, услуг) и последующие расчеты с поставщиком таких товаров (работ, услуг).

Такой вывод следует из положений Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ,указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 .

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Торговля за наличный расчет

При продаже товаров в розницу за наличный расчет (или с использованием платежных карт) оформите и выдайте покупателю кассовый чек. Таковы требования Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

При ведении отдельных видов деятельности при торговле товарами кассовый чек можно не выдавать. К таким видам деятельности, в частности, относится:

  • обеспечение питанием учащихся и сотрудников в учебных заведениях;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции.

Полный перечень видов деятельности, при которых кассовый чек можно не выдавать, установлен впункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Кроме того, применять ККТ не обязательно при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Внимание: за неприменение в установленных законодательством случаях ККТ предусмотрена административная ответственность ().

Эта точка зрения также подтверждается письмами Минфина России от 05.07.2005 № 03-11-04/3/2 , от 25.05.2006 № 03-1-15/4-114, а также письмами ФНС России от 31.04.2004* № 33-0-14/300, от 10 ноября 2004 года № 33-0-14/694, от 20 июня 2005 года № 22-3-11/1115 и от 07.08.2006 № ММ-6-06/771 @.

5. Статья: Обязанность пробивать чеки ККТ можно переложить на агента

Мы арендуем небольшое помещение и ведем торговую деятельность на территории торгового центра. Приобретать собственный кассовый аппарат владелец бизнеса не хочет. Вместо этого он предлагает заключить агентский договор с другим торговцем и поручить прием наличных денег, выдачу кассовых чеков и учет выручки ему. Не оштрафуют ли нас при такой схеме за неприменение ККТ?

Спрашивает
З.Н. ОЛЕЙНИК,
гл. бухгалтер
«ИП Гончаров Ю.Д.»
(г. Советск)

Данная схема законна. И формально поводов для штрафа она не дает. Однако на практике налоговые инспекторы иногда это не признают. В таких случаях доказать правомерность схемы есть возможность лишь в суде.

Заметим, что некоторые налоговые инспекторы уже скорректировали свою позицию в соответствии с мнением судей (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 31 января 2007 г. № 09-10/00809). Тем не менее вероятность претензий со стороны сотрудников ИФНС все же существует. Поэтому, если решитесь применять схему наличных расчетов через агента, будьте готовы отстаивать свою позицию. Пример судебного дела, в котором компании это удалось, –

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Кто из посредников - платежный агент, а кто - нет

Благодарим за предложенную тему статьи А.П. Козлову, главного бухгалтера ООО «Траст Групп», г. Москва.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т. д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщика мч. 14, 15 , 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон № 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 № 373-П .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Закон ач. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения дене гч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , заводить вторую кассовую книг уп. 5.1 Положения от 12.10.2011 № 373-П , применять ККТ даже при вмененк еч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона № 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуг ич. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агенто вч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредник ач. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги)ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и больше ничего не делает для того, чтобы:

  • <или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;
  • <или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг)п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Мнение читателя

“ Занимаемся розничной торговлей, хотим заключить договор с транспортной компанией, чтобы при доставке товаров клиент-физлицо оплачивал товары ей, а она потом перечисляла эти деньги нам за минусом своих расходов и вознаграждения. Оказалось, что одно из условий транспортной компании - это открытие нами спецсчета: говорят, что они будут нашим платежным агенто м” .

Павел,
юрист, г. Екатеринбург

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самим ич. 1 ст. 1005 , ч. 1 ст. 990 ГК РФ . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщико мч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ .

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • <или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;
  • <или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:
  • ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;
  • продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т. п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчето вч. 4 ст. 7 Закона № 103-ФЗ ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

Новости JD.ru рекламируется за счет Дня знаний 09 Августа, в 13:00

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками. Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы. Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании "Зарцын и партнеры" Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит ?

Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:

  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица .

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица .

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов. Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ)

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 , Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005 (12792-А03-32)).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Коммерческая организация, вид деятельности -розничная торговля, кроме того, принимаем платежи от физических лиц в пользу операторов связи - МТС, Билайн, Мегафон. Денежные средства, полученные от физлиц, перечисляем организации, через систему которой мы проводи эти платежи. Есть две организации, являющиеся кредитными (например, Банк Платина, платежная система называется ООО Киберплат), одна - просто ООО. Кем являются данные организации по отношению к нам? И кем являемся мы, просто платежными агентами, или банковскими платежными агентами, или банковскими платежными субагентами? В чем разница между просто платежным агентом и банковским платежным агентом (субагентом)?

Платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).

С позиций Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

Проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.

Оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.

Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент . Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц.

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Таким образом, банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

Представляется, что ООО «Киберплат» (организатор платежной системы) является банковским платежным агентом, соответственно по отношению к нему Ваша организация является банковским платежным субагентом.

Если вторая организация (просто ООО) является кредитной, по отношению к ней Ваша организация также является банковским платежным субагентом, если просто ООО – не кредитная организация, Ваша организация по отношению к ней - платежный субагент (она, соответственно, оператор по приему платежей).

За получением исчерпывающих разъяснений по данному вопросу организации следует обратиться к контролирующему органу (налоговой инспекции).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Главбух» версии для коммерческих организаций

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1 , п. , ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Платежный агент: применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы , обязаны:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14 , 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ ).

За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждаетсяписьмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 ,Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32) ).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

ЗАКОН ОТ 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

«Статья 14. Требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении банковского платежного агента (субагента)

1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Банковский платежный агент, являющийся юридическим лицом, в случаях, предусмотренных договором с оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного субагента на основании заключаемого с ним договора для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи . При таком привлечении соответствующие полномочия банковского платежного субагента не требуют нотариального удостоверения.

3. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности (ее части) (далее - операции банковского платежного агента) от имени оператора по переводу денежных средств;

2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета;

3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи ;

4) подтверждении банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям частей 10 -13 настоящей статьи ;

5) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи ;

6) применении банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

4. Привлечение банковским платежным агентом банковского платежного субагента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности (ее части) (далее - операции банковского платежного субагента) от имени оператора по переводу денежных средств;

2) осуществлении операций банковского платежного субагента, не требующих идентификации физического лица в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3) запрете для платежного банковского субагента на привлечение других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента;

4) использовании банковским платежным субагентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи ;

5) подтверждении банковским платежным субагентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям частей 10 -13 настоящей статьи ;

6) предоставлении банковским платежным субагентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи ;

7) применении банковским платежным субагентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

5. По специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);

3) списание денежных средств на банковские счета.

6. Осуществление иных операций, помимо предусмотренных частью 5 настоящей статьи , по специальному банковскому счету не допускается».

Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

«Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" , запрещена.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей».

Статья: Требования к платежным агентам

По собственным операциям такие посредники ведут вторую кассовую книгу (п. 5.1 Положения № 373-П).

Приход и расход собственных денег также оформляются отдельно.

Чтобы разделить приходные ордера по собственным и несобственным средствам, следует продумать их раздельную нумерацию.

Упрощенка, N 11, 2009 год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"


С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.

1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.

Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2 Закона N 103-ФЗ) .

Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент - это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент являются платежными агентами . За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут быть:

- юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ ;

- органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п.3 ст.3 Закона N 103-ФЗ) .

Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.

Юридические вопросы

Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.

По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.

Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).

Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком - от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора - с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:

- адрес пункта приема платежей;

- наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;

- наименования поставщиков;

- реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;

- размер комиссии, если она удерживается;

- способы подачи претензий;

- телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;

- адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ

Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):

- заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;

- карту постановки на учет (форма 2-КПУ , утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).

В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28

Заметим, что в постановке на учет может быть отказано только в том случае, если документы были оформлены неверно (п.6 Положения). Их можно исправить и в течение пяти дней вновь обратиться в Росфинмониторинг (п.8 Положения).

Об изменении указанных в карте сведений нужно сообщить не позднее пяти дней (п.10 Положения).

За нарушение Положения предусмотрена ответственность (ст.15.27 КоАП РФ). Должностные лица наказываются на сумму от 10 000 до 20 000 руб., организации - от 50 000 до 500 000 руб. Юридических лиц могут вместо штрафа обязать приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в определенных обстоятельствах оператор должен идентифицировать плательщиков (п.6 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Устанавливаются следующие сведения (подп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ) :

- ФИО;

- гражданство;

- реквизиты документа, удостоверяющего личность;

- данные миграционной карты;

- реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;

- адрес места жительства (регистрации) или пребывания;

- ИНН (при наличии).

Идентификация не предусмотрена при расчетах в пределах 30 000 руб.:

- с бюджетами всех уровней, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам;

- за услуги бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления;

- за жилье, коммунальные и связевые услуги, охрану квартир и установку охранной сигнализации;

- по взносам в садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения и гаражно-строительные кооперативы;

- за платные автомобильные стоянки;

- по алиментам.

Случаи, когда идентификация граждан не проводится, перечислены в пункте 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ

Во всех других случаях независимо от размера перечислений проводится идентификация граждан.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 8 Закона N 121-ФЗ

Обратите внимание: статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (далее - Закон N 121-ФЗ) в пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу спустя 180 дней после официальной публикации, то есть 6 декабря 2009 года. Максимальная сумма платежа, причем любого назначения, при которой операторы не обязаны выяснять личные данные, составит 15 000 руб.

Субагенты вправе принимать платежи только тогда, когда идентификация плательщиков не требуется (п.10 ст.4 Закона N 103-ФЗ), поэтому им не нужно вставать на учет в Росфинмониторинге.

Возможность применения упрощенной системы

Прием платежей через терминалы не относится к видам деятельности, при которых согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения запрещена. Поэтому, если остальные ограничения, предусмотренные и 346.13 НК РФ , соблюдены, платежные агенты (операторы и субагенты) вправе ее применять.

Уточним один момент. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ доходы при упрощенной системе, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ , по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 20 млн. руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. Что сравнивать с лимитом - всю сумму, внесенную в терминал, или только комиссию, удержанную из средств плательщика, плюс вознаграждение от поставщика (или оператора)?

С 1 января 2010 года лимит доходов составит 60 млн. руб. (п.4.1 ст.346.13 НК РФ в новой редакции)

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ доходы, указанные в статье 251 НК РФ , не облагаются единым налогом, в том числе имущество (деньги), полученные комиссионером, агентом или иным поверенным для исполнения соответствующих обязательств (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Договор о приеме платежей от физических лиц, на основании которого работают платежные агенты, по сути является посредническим. Поэтому в лимитируемые доходы включается только комиссия и вознаграждение. Другие суммы, поступившие от плательщика и перечисленные поставщику (или оператору), в них не входят.

Кассовый аппарат

Нужно ли платежные терминалы оснащать ККТ? Налоговые органы считают, что нужно, так как платежный терминал не включен в Госреестр и не относится к кассовой технике (письма ФНС России от 20.09.2006 N 06-9-10/322@, а также УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 N 22-12/31184 и от 09.02.2007 N 22-12/012443).

Существует и другая точка зрения. Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) наряду с контрольно-кассовыми машинами, имеющими фискальную память, при расчетах наличностью или по платежным картам можно применять электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы. Поэтому к организациям и индивидуальным предпринимателям, использующим кассовые устройства, предусмотренные Законом N 54-ФЗ , не могут быть предъявлены претензии за отсутствие контрольно-кассовой машины. Таким образом, работа на более совершенном аппарате равноценна применению обычной кассовой техники.

Вывод Пленума ВАС РФ, который содержится в пункте 2 постановления от 31.07.2003 N 16

Согласно статье 14.5 КоАП РФ административная ответственность следует, если при расчетах наличными или по платежным картам за товары (работы, услуги), оговоренные законодательством, не применяются контрольно-кассовые машины. Президиум ВАС РФ указал (постановление от 28.01.2008 N 11301/07), что прием денег через терминалы не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП РФ . То есть владельцев терминалов, в которых нет фискальной памяти, нельзя привлечь к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенные правовыми нормами, за которые установлена ответственность

Как показывает арбитражная практика, суды обычно прибегают к такому же доводу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А82-3069/2007-22 , Поволжского округа от 11.03.2008 N А12-18304/07-С24 и Западно-Сибирского округа от 27.09.2007 N Ф-04-6618/2007 (38538-А46-27)) . Дополнительным аргументом служит наличие квитанций, выдаваемых клиентам, в которых обозначены номер терминала, сумма, дата и время платежа, контактный телефон, а также другие реквизиты, с помощью которых можно контролировать оборот наличности. А раз терминал позволяет это осуществлять, ни охраняемые общественные отношения в сфере торговли и услуг, ни налоговая дисциплина не страдают и состава правонарушения, приведенного в статье 14.5 КоАП РФ , нет. Значит, наказание не назначается.

До сих пор можно было решать самим, использовать ли в терминалах кассовый аппарат. Одни, кто не хотел осложнений, использовали, для других дело чаще всего заканчивалось судом. Однако с 1 января 2010 года выбора не останется. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежные агенты обязаны применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, также как и соблюдать остальные требования законодательства к наличным денежным расчетам.

Кроме того, Законом N 121-ФЗ внесены изменения в , вступающие в силу 1 января 2010 года (п.1 ст.8 Закона N 121-ФЗ). Ответственность будет предусмотрена за отсутствие кассовой техники, а не кассовых машин.

Итак, с нового года любые терминалы будут оснащаться ККТ и после оплаты станут отпечатывать чек (п.1 ст.5 , подп.4 п.1 ст.6 и ст.8 Закона N 103-ФЗ). Необходимо, чтобы записи на нем были различимы хотя бы в течение шести месяцев (п.3 ст.5 Закона N 103-ФЗ) .

В чеке должны содержаться (п.2 ст.5 Закона N 103-ФЗ) :

- наименование документа (кассовый чек);

- наименование товара (работы, услуги);

- принятая денежная сумма;

- размер комиссии (в случае взимания с плательщика);

- дата и время приема денег, номер чека и контрольно-кассовой техники;

- адрес места установки терминала;

- наименование, ИНН и место нахождения платежного агента;

- телефон поставщика и оператора (или субагента).

К аппарату, размещаемому в терминале, предъявляются требования законодательства о применении кассовой техники при наличных денежных расчетах (п.4 ст.6 Закона N 103-ФЗ). При переносе терминала агент обязан в тот же день уведомить налоговый орган о новом адресе (п.5 ст.6 Закона N 103-ФЗ).

Кассовый механизм в составе терминала

В связи с введением Закона N 103-ФЗ потребовалось внести изменения в Закон N 54-ФЗ , которые были приняты Законом N 121-ФЗ и вступают в силу 1 января 2010 года.

В добавлена характеристика платежного терминала, а в - встроенного в него кассового аппарата (новый пункт 1.1). Кассовый аппарат, снабженный фискальной памятью, контрольной лентой и часами реального времени, к которому прилагается паспорт установленного образца, должен:

- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение данных о платежах на контрольной ленте и в фискальной памяти;

- работать в фискальном режиме, а в иных - исключать выдачу кассового чека;

- передавать в фискальном режиме зарегистрированные данные о платежах в некорректируемом виде другим узлам терминала.

Опломбированное в предусмотренном порядке устройство следует зарегистрировать в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, указав адрес нахождения терминала

Налоговый учет доходов

Как было сказано, при упрощенном режиме, как и при общем, не отражаются доходы, упомянутые в статье 251 НК РФ . Согласно подпункту 9 пункта 1 деньги и другое имущество, поступившие в соответствии с условиями посреднического договора, не учитываются. Поэтому суммы, инкассированные из терминала и перечисленные поставщику (или оператору), в налоговую базу оператора (или субагента) не включаются.

Ссылка на дана в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ

Оператор (или субагент) вправе взимать с клиента комиссию, если это предусмотрено договором с поставщиком (или с оператором). Ее удерживают из платежа и поставщику (или оператору) не переводят, а включают в свои облагаемые доходы (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Согласно кассовому методу, используемому при упрощенной системе, доходы признаются в день, когда налогоплательщик получает деньги на банковский счет или в кассу либо задолженность перед ним погашается иным способом (п.1 ст.346.17 НК РФ). Значит, комиссию нужно учесть в день поступления денег в терминал.

Обычно по итогам месяца поставщик (или оператор) выплачивает оператору (или субагенту) вознаграждение. Оно тоже отражается в облагаемых доходах сразу, как только получено (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ) .


Пример 1

ООО "Спринт", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, принимает платежи от физических лиц через терминал в качестве агента. Согласно договору, заключенному с поставщиком, с каждого платежа агент вправе удерживать комиссию в размере 3%. Кроме того, по итогам каждого месяца ему полагается вознаграждение, равное 1,2% от суммы, переведенной поставщику.

В октябре 2009 года пользователи сотовой связи уплатили через терминал, принадлежащий ООО "Спринт", 315 000 руб. Поставщик перечислил вознаграждение 2 ноября. Отразим в налоговой базе доходы ООО "Спринт".

Комиссию в размере 9450 руб. (315 000 руб. х 3%) следует включить в облагаемые доходы, но не всю сразу, а по мере поступления денег в терминал, то есть ежедневно отражать по 3% с суммы, полученной от клиентов. Остальная часть, перечисленная на расчетный счет поставщика, - 305 550 руб. (315 000 руб. - 9450 руб.) на налоговую базу не повлияет. 2 ноября 2009 года нужно увеличить доходы на вознаграждение. Оно составляет 3666,6 руб. (305 550 руб. х 1,2%).


Налоговый учет расходов

Обсудим некоторые характерные затраты. Напомним, что учесть их могут лишь те организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Затраты на покупку и установку

Как правило, стоимость терминала превышает 20 000 руб., а срок полезного использования - 12 месяцев. Значит, он является амортизируемым имуществом и относится к основным средствам (п.4 ст.346.16 и п.1 ст.256 НК РФ). Затраты на покупку таких объектов признаются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списываются равными долями поквартально в течение налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп.1 п.3 ст.346.16 и подп.4 п.2 ст.346.17 НК РФ). Имеется в виду, что покупка совершена, когда применялась упрощенная система. Если объект приобретен раньше, при другом налоговом режиме, его остаточная стоимость учитывается в зависимости от срока полезного использования (подп.3 п.3 ст.346.16 НК РФ) .

Об этом можно прочитать в статье "Учет основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему" // Упрощенка, 2009, N 4, а также на с.60

Заметим, что при упрощенном режиме первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета (п.3 ст.346.16 НК РФ). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 , утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н , в нее входят суммы, затраченные на приобретение, перевозку и доводку объекта до рабочего состояния. Поэтому транспортные расходы и плата за подключение к электросети увеличат первоначальную стоимость терминала.


Пример 2

ООО "Молния" применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 19 октября 2009 года общество купило и рассчиталось за платежный терминал стоимостью 56 000 руб. (в том числе НДС 8542,37 руб.). 21 октября терминал перевезли, оплатив доставку, а 22-го - подключили. Стоимость транспортных услуг - 8500 руб. (без НДС), установки - 6200 руб. (без НДС). Терминал введен в эксплуатацию 23 октября. Отразим затраты на его покупку в налоговой базе.

Первоначальную стоимость составят суммы, уплаченные за терминал, его доставку и подключение. Она равна 70 700 руб. (56 000 руб. + 8500 руб. + 6200 руб.). Терминал приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию в IV квартале 2009 года. Значит, 70 700 руб. можно отразить в разделе 1 Книги учета доходов и расходов 31 декабря (таблица на с.84).

При упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость основных средств

Если терминал арендуется, расходы признаются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ . Только нельзя забывать, что при упрощенной системе это возможно после их осуществления и оплаты (п.2 ст.346.17 НК РФ). Поэтому аванс списывается лишь после того, как закончится оплаченный месяц. Кстати, чтобы установить терминал, достаточно квадратного метра площади, которую точно так же можно арендовать, а плату за нее включать в налоговую базу (подп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Таблица. Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО "Молния" за IV квартал 2009 года

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Итоговое значение графы 12 раздела 2 за IV квартал 2009 года

Учтена в расходах покупная стоимость терминала

…Выручку из терминалов извлекают специальные службы. При упрощенной системе признается стоимость услуг кредитных организаций (подп.9 п.1 ст.346.16 НК РФ). Инкассация является банковской услугой (ст.5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1), поэтому издержки на нее учитываются.

Некоторые владельцы страхуют терминалы от вандализма, пожара и взломов. К сожалению, при упрощенной системе разрешено учитывать только стоимость обязательного страхования имущества, предусмотренного законодательством (подп.7 п.1 ст.346.16 НК РФ) . Терминалы страхуются по желанию, поэтому стоимость страховки отразить в налоговой базе не удастся.

© 2024 Windows. Инструкции. Программы. Железо. Ошибки